Информация по организации питания
Организатор питания: Дергачева И.Н.
Режим питания обучающихся (график)
Контактная информация ответственного лица за организацию питания обучающихся: Дергачева И.Н.
Телефон: 8-(48677)-4-71-47
Телефон горячей линии Минпросвещения России по вопросам организации питания для школьников: +7 (800) 200-91-85
Телефон горячей линии ОНФ: 8 (800) 200- 34- 11
Новостная информация
Рациональное питание детей и подростков
Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
В основу меню должно быть положено ежедневное использование таких продуктов как хлеб, молоко, масло, мясо, сахар, овощи, фрукты.
Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания родители успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц - еще и нездоровыми диетами для снижения веса.
В зависимости от возраста рекомендуемый рацион школьника будет отличаться по своему химическому составу (калорийность, количество белков, жиров, углеводов и др.)
Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии и основных пищевых веществах
Возраст детей |
Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки |
Рекомендуемая величина потребления белка, г/сутки |
Рекомендуемая величина потребления жиров, г/сутки |
Рекомендуемая величина потребления углеводов, г/сутки |
общее количество |
||||
6 лет (школьники) |
1900-2000 |
66-75 |
43-49 (65%) |
256-280 |
7-10 лет |
2100-2300 |
74-87 |
44-52 (60%) |
284-322 |
11-13 лет (мальчики) |
2400-2700 |
84-102 |
51-61 (60%) |
324-378 |
11-13 лет (девочки) |
2300-2500 |
81-94 |
49-56 (60%) |
311-350 |
14-17 лет (юноши) |
2800-3000 |
98-113 |
59-68 (60%) |
378-420 |
14-17 лет (девушки) |
2400-2600 |
84-98 |
50-59 (60%) |
339-384 |
Рекомендуемая масса порций блюд(в граммах) для школьников
Название блюд |
Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп |
|
С 7 до 11 лет |
С 11 лет и старше |
|
Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо |
150-200 |
200-250 |
Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.) |
200 |
200 |
Салат |
60-100 |
100-150 |
Суп |
200-250 |
250-300 |
Мясо, котлета |
80-120 |
100-120 |
Гарнир |
150-200 |
180-230 |
Фрукты |
100 |
100 |
В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4-х разовый прием пищи. Важно, чтобы ребенок не отказывался от обязательного горячего завтрака в школе, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока.
При разработке меню для питания школьника предпочтение следуетотдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты.
Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона, при этом на долю белков животного происхождения должно приходиться не менее 60%. Потребностям растущего детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, в связи с чем, молоко и молочные продукты рассматривают как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) - 500 мл. Следует учитывать, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам – с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий.
Школьникам рекомендуются молочные продукты со сниженной жирностью: в них столько же кальция и белка, как и в жирных продуктах, и степень их усвоения лучше.
Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин, поэтому важно, чтобы в рационе школьника были их источники — мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.
Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. При этом лучше готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде.
Школьникам, особенно младшего возраста, стоит жестко ограничивать, а лучше исключить жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Перед готовкой с мяса лучше обрезать видимый жир и снимать кожу с птицы. И, если иногда жарите мясо ребенку, то лучше это делать на сковороде с решеткой, чтобы жир стекал в сковороду или после жарения выкладывайте продукт на чистую салфетку для впитывания излишков жира.
Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии.
Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.
Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Отдавать предпочтение следует морской рыбе и морепродуктам (если у ребенка нет аллергии), так как они источник йода, который необходим для улучшения интеллектуального развития школьника и профилактики зоба.
Оптимальным в рационе школьника должно быть содержание жира (см. таблицу). Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток — к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения.
Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др., которые и придают тот или иной цвет растению и при этом выполняют важные функции в организме). В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.
С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира ребенку лучше давать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свекла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы.
Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.
Формы интерактивного взаимодействия с родителями
Информация по результатам контрольных мероприятий с участием родителей
Анкеты по питанию для родителей 2022
Анкета по питанию для обучающихся 2022
Акт проверки школьной столовой
Акт проверки школьной столовой
Акт проверки школьной столовой
Акт проверки школьной столовой
Акт №1 родительского контроля от 11.10.2023 год
Акт №2 родительского контроля от 14.12.2023 год
Акт №3 родительского контроля от 07.02.2024 год
Загруженные документы
-
Питания
- Анкета по питанию для обучающихся 2022c5aa2544195758116e4cef977d301da94cb1ee11b0b1ba69d37cc2901279897230 августа 2022 г. 23:21 (1661890893)ДиректорДергачева Ирина Николаевна
- Анкеты по питанию для родителей 2022531bac1145ee773ded8972796cfbbadef5b23c7598e55df29223313bbacb726e30 августа 2022 г. 23:21 (1661890893)ДиректорДергачева Ирина Николаевна
- Информация по результатам контрольных мероприятий с участием родителейcc704584149f49882c314de6f661f31dc5ef89f5ea964cb49e8371b8d6ef450c30 августа 2022 г. 23:21 (1661890893)ДиректорДергачева Ирина Николаевна
- Приказ и положение "О создании комиссии по осуществлению контроля за качеством питания обучающихся в школьной столовой"1dda2b47f56b97ffdcecfd304df49da761dd9c0b1b5bea56c3c0e036fa0f784f30 августа 2022 г. 23:21 (1661890893)ДиректорДергачева Ирина Николаевна
- Формы интерактивного взаимодействия с родителями3df6360790363a8271e654c4eb21845566dc3c2b98612549ae60da7fb9d3a3b130 августа 2022 г. 23:21 (1661890893)ДиректорДергачева Ирина Николаевна